«Мастерская художника на улице Кондамин»

В музее Орсе в Париже находится картина, которая представляет не только художественную ценность, но и являет собой документ того времени. Полотно талантливого Фредерика Базиля, потрясающе передаёт образы выдающихся мастеров импрессионизма - Клода Моне, Огюста Ренуара и Эдуарда Мане. На этой же картине изображен и сам Фредерик Базиль, и известный французский писатель Эмиль Золя.

Мастерская художника на улице Кондамин
Мастерская художника на улице Кондамин 1870г
98х128см холст/масло
Palais. Musée d'Orsay

Хотя имена Мане, Ренуара, Моне и Базиля сегодня широко известны, на момент создания картины ситуация была другая, всё только начиналось. Позади был 1866г, когда работы этих художников в Салоне публика и критики подвергли издёвкам и колкостям.

Картина написана на пороге Франко-прусской войны, которая резко изменила привычный быт живописцев. Огюст Ренуар был зачислен в кирасиры и отправлен в Бордо. Эдгар Дега, утверждавший отправлен в артиллерию. Клод Моне, уже отслуживший в Алжире два года, уехал с семьей в Гавр, Поль Сезанн отправился в Марсель.

Базиль до 10 августа работал в поместье родителей в Монпелье. Как пишет Джон Ревалд «он наконец достиг того единения с природой, которое отличало Писсарро, той лёгкости и непринуждённости, которая была присуща Ренуару, и той уверенности в собственных возможностях, что было главной силой Моне» (История Импрессионизма 1946г). В 1870г работы появляются на Салоне. Базиль пишет в письмах: «Я в восторге от своей экспозиции. Моя картина прекрасно размещена, все её видят, и все о ней говорят. Правда, больше говорят плохое, чем хорошее, но, во всяком случае, я стал объектом внимания, и с этого времени, что бы я ни выставлял, я не останусь незамеченным».

10 августа Фредерик Базиль записался в полк зуавов. И 28 ноября погиб под Бон-ла-Роланд, не дожив нескольких дней до двадцати девяти лет.

На лестнице изображен Эмиль Золя беседующий с Огюстом Ренуаром. У мольберта Мане, сам Базиль и Моне. Интересно, что после того, как Базиль закончил портреты своих друзей, Мане сам взял кисти в руки и придал портретное сходство фигуре Базиля. За фортепьяно – Эдмон Метр, приятель Базиля, музыкант.